Нужно ли бояться Киевского моря




В августе 1959 года Совет Министров СССР принял решение о сооружении Киевской ГЭС - первой в Советском Союзе построенной из сборных железобетонных конструкций и без водосливной плотины.

Она стала пятой ступенькой Днепровского каскада гидроэлектростанций. Строительство станции началось в 1961 году, и уже 10 сентября 1964 года первые празднично украшенные суда прошли через торжественно открытый судоходный шлюз. Через 3 месяца Киевская ГЭС дала первый промышленный ток.

В 1975 году в состав Киевского гидроузла, частью которого уже была к тому времени Киевская ГЭС, вошла еще одна электростанция – гидроаккумулирующая, тоже первая в стране. Последний, двадцатый агрегат, был введен в эксплуатацию в октябре 1968 года. Со временем к ней присоединилась и Киевская гидроаккумулирующая станция, которая разместилась на правом берегу Киевского водохранилища выше створа Киевской ГЭС. После строительства Киевской дамбы на городом образовалось искусственное водохранилище полезной вместительностью 3,7 миллиона кубических метров, расположенное на крутом берегу Днепра на высоте 70 метров над уровнем Киевского водохранилища.

Ныне каскад Киевских ГЭС и ГАЭС является верхней ступенькой каскада гидроэлектростанций на речке Днепр и входит в состав государственной акционерной гидрогенерирующей компании "Днепргидроэнерго". Каскад объединяет две станции - Киевскую ГЭС, базовую станцию компании, и Киевскую ГАЭС, единственную действующую гидроаккумулирующую электростанцию на территории Украины. Тем не менее, года перестройки, а потом и первые года независимости сказались на ее состоянии, поскольку государство не выделяло достаточно средств на ее ремонт. Сегодня состояние киевской дамбы является причиной беспокойства многих. Так следует ли бояться киевского моря?

Поговаривают, что когда в 30-тые года проектировался Днепровский каскад ГЭС, тогдашний руководитель СССР Иосиф СТАЛИН лично принимал участие в приемке проекта. Когда он спросил проектантов, какие будут следствия в случае уничтожения кременчугской плотины, ему ответили, что вода затопит столько-то квадратных километров и остановится возле Запорожской ГЭС. Тогда он спросил, что нужно сделать, чтобы вода пошла путем домино, то есть уничтожила все плотины, расположенные внизу. И ему ответили: надо поднять на 30 метров плотину. Говорят, что именно так и возникла идея соорудить Киевскую плотину, которая могла бы выполнять роль естественной линии обороны в случае войны. Ведь по данным экологов, сила воды, выпущенной с разрушенной плотины, уничтожив все другие дамбы, создаст непроходимые для вражеских армий болота шириной 30-500 километров. Более того: вода из днепровских водохранилищ может достичь даже Турции, затопив прибрежные полосы ее северного побережья. О жителях, которым придется жить под постоянной угрозой, тогда, конечно же, никто не думал.

Тем не менее, это лишь исторические слухи, а вот на самом деле страшные прогнозы делают сегодня. Наиболее известным среди пессимистов является киевский эколог Василий Кредо, по его словам, ныне Киевская плотина является опаснейшим объектом на Земле, поскольку сооружение уже на 93% является аварийным. Есть даже и приблизительный сценарий, по которому будто бы будут происходить события в случае разрушения плотины. Например, первой погибнет Оболонь – четырехметровая волна накроет ее на третьей минуте. Уже через две минуты она достигнет Троещины, через десять – Подола, через пятнадцать – Русановки. Лишь в Киеве по самым пессимистическим прогнозам погибнет около ста тысяч человек. Тем не менее, достанется и Украине – почти тридцать городов, сотни поселков и сел будет сметено с лица земли. Вода даже угрожает Запорожской АЭС. Тем не менее, даже после того, как вода спадет, люди еще долго не смогут жить на этой земле. Ведь с 1986 года на дне Киевского моря накопилось свыше полумиллиарда радиоактивного ила, который в случае аварии загрязнит не только чуть ли не половину Украины, а и даже Черное море вместе с черноморскими странами. Прибавляют черной краски и заявления всяких общественных организаций на подобии общественной комиссии по вопросам экологии микрорайона Корчеватое. В минувшем году руководитель этой комиссии Евгений Омельченко на основе большого количества трещин на дороге, которая пролегает над ГЭС, и сильной вибрации во время работы всех турбин, заявил, что в случае круглосуточной работы всех 20 турбин плотину может прорвать. Он также обратил внимание на заржавевшие конструкции шлюзов Киевского водохранилища, которые невозможно будет использовать для предотвращения аварийного сброса воды в случае катастрофы и прохода спасательных судов.

Тем не менее, специалисты и чиновники опровергают эти высказывания, утверждая, что трещины появились вследствие различия температур во время работы турбин и интенсивного движения по дороге. Инженеры уверяют, что вибрация находится под постоянным контролем автоматизированной компьютерной системы наблюдения, а по словам проектантов и строителей, сооружение Киевской ГЭС рассчитано на землетрясение до семи баллов. По их словам, рухнуть она может лишь в случае прямого попадания атомной бомбы или метеорита диаметром сто метров. Вдобавок, сама плотина и станция проектировались во времена «холодной войны», поэтому ресурс «выживания» для станции был сверхвысоким. И главный аргумент: за сорок лет существования станции здесь не было зафиксировано ни одного инцидента. Вместе с тем, предложенный некоторыми экологами и общественными организациями спуск Киевского водохранилища, специалисты считают не менее губительным, чем прорыв дамбы. Ведь в этом случае страна не только утратит несколько миллионов киловатт-часов электроэнергии каждый год, а и уже созданную за сорок лет экосистему, получив вместе с тем кучу радиоактивного ила.

По словам специалистов, самым сложным для станции был 1999 год, когда из-за недостатка бюджетных средств на станции не то что не выплачивалась заработная плата, а и даже не проводился плановый ремонт, из-за чего шлюзы Киевской ГЭС оказались в аварийном состоянии. Тем не менее, на помощь пришла Киевская горгосадминистрация и Госрезерв, которые выделили средства на проведение необходимых ремонтных работ. Чуть позже, в 2003 году провели модернизацию существующего оснащения и установили современную технику.

Единственное, что сегодня может стать причиной катастрофы – терроризм. Еще четыре года назад, после известных событий в Нью-Йорке, СБУ, МЧС и столичная власть внесли Киевскую ГЭС в список объектов, которыми могут заинтересоваться потенциальные террористы. Пока что эта проблема станцию обходила, тем не менее, неправдивые минирования уже случались. Последний, и наиболее громкий случай произошел 13 апреля этого года. Тогда в дежурную часть Вышгородского РУ ГУ МВД в Киевской области позвонил по телефону неизвестный, который заявил, что рядом с дамбой размещено 40 заминированных рефрижераторных вагонов. По его словам, они взорвутся, если власть немедленно не освободит задержанного накануне председателя Донецкого облсовета Бориса Колесникова. Саперы МВД и СБУ тщательно обследовали пустые вагоны, тем не менее, взрывчатки, как и ожидалось, не нашли. Менее чем через месяц сотрудники милиции и Генеральной прокуратуры установили личность подозреваемого в совершении этого преступления. Им оказался... начальник отдела борьбы с организованной преступностью Управления МВД Украины на Юго-Западной железной дороге Валерий Корбут. Ныне против него возбуждено уголовное дело по факту заранее неправдивого сообщения об угрозе безопасности граждан, уничтожения или повреждения объектов собственности, что угрожало гибелью людей или другими тяжелыми следствиями.

В общем, при условиях надежной охраны станции, бояться Киевской плотины киевлянам не следует еще, по крайней мере, шестьдесят лет. Ведь саму станцию строили из расчета на сто лет.

Источник Информации: "Київ-Прес-Інформ"
Автор: Олексій Кашпоровський

Комментарии

Популярные сообщения