Киев назван в честь шеста, а не князя


Версия ученого: Название нашей столицы происходит от слова «кий» – шеста, с помощью которых строились наплавные переправы через Днепр
Кто только не «основывал» Киев: и варяги, и хазары, и готы, и гунны – споры об истории основания нашего города ведутся еще со времен Нестора Летописца. Древнерусский историк изложил всем известную легенду о трех братьях и сестре Лыбедь, но и сам, похоже, в ней сомневался, доказывая, что как Александрия именована в честь Александра Македонского, так и Киев назван в честь некоего Кия-основателя. Вот только в Европе насчитывается больше 60 «киевских» топонимов: например, городок Киевица и село Киево в Польше, село Киев в Венгрии, поселок Киево в Косово. И всех их основал великий Кий? Сомнительно. А археологи и вовсе находят в Киеве монеты, которым свыше двух тысяч лет. Чтобы разобраться в версиях происхождения нашей столицы, «Газета...» встретилась с исследователем истории периода до Киевской Руси, писателем-киевоведом Виктором Яновичем.

– В Киеве еще в первые века нашей эры был перевоз, переправа через Днепр. Причем не просто лодка и Кий-перевозчик, как гласит одна из версий, а настоящий понтонный мост. Роль понтонов играли лодки, которые привязывали к воткнутым в песчаное дно сваям – киям. Отсюда и Киев перевоз. Такое происхождение названия вполне естественно для Европы: например, Франкфурт – перевоз франков, Оксенфурт – это бычий перевоз. А многочисленные «киевские» названия сел и городков в нашей и соседних странах – так ведь переправ-то сколько было! Вот только в основном переправлялись на лодках, отталкиваясь от дна шестами-киями. А сам процесс называли «киюванням».



Вообще, понтонные мосты строили не только у нас, однако если в других городах лодки соединяли канатами, закрепленными на берегах, то Киев использовал свою, особую технологию. Более того – была даже разводная секция, чтобы пропускать суда. Конечно, и проезд по мосту, и проезд по Днепру через створ моста были платными – с того город и жил. На зиму мост разбирали, чтобы не снес ледоход, ремонтировали; делал это персонал переправы – кияне.

– Почему же мост построили именно здесь, чем так особенно место нынешнего Киева?

– Этот перевоз возник не на пустом месте: раскопки говорят, что тут непрерывно жили люди довольно мощными обществами еще с IV тысячелетия до н.э. А со временем Киев стал крупнейшим торговым центром региона – ведь все пути здесь пересекались.

– Однако дошедшие до нас древнерусские летописи молчат о переправе. Почему?

– Киев ведь контролировал путь из варяг в греки и являлся посредником в торговле. Варяги и северные русы были очень недовольны существованием Киева, они даже Киев перевоз называли «чудище на Днепре». Есть предположение, что Олег был направлен в Киев с целью разрушить перевоз. И выполнил «задание», ликвидировав выгодное предприятие. Впрочем, деньги казне все равно были нужны – и Олег начал наращивать войско, обложил данью окрестные земли. Так Киев из торгово-транспортного центра превратился в военно-политический. Естественно, Нестор Летописец спустя два века уже мог не знать об этой истории. А вообще, основание Киева приписывали себе многие народы, особенно претендовавшие на здешние земли.

– То есть доолеговский Киев можно сравнивать с греческими торговыми городами-полисами? 

Судя по найденным в Киеве греческим монетам, с II века до н.э. Киев вел активную торговлю через Ольвию – город-полис в низовье Днепра. Греческий географ II века Клавдий Птолемей указывает координаты городов на Днепре, среди которых в районе Киева – Амадока, занимавший фактически территорию дореволюционного Киева. Интересно, что с греческого это слово переводится как «сплотка бревен» – то, с чем у путника в первую очередь ассоциируется перевоз. Тогда как для киян перевоз в первую очередь – с таким трудом забитые в дно реки опоры-кии.

– В своей книге «Наследие тысячелетий» вы пишете о крепости-верфи готов Самбатас, располагавшейся в районе современных Выдубичей. Что предки современных немцев делали в Киеве?

– В начале III века в наши края пришли готы, чтобы дальше отправиться на юг и завоевать черноморское побережье и Крым. Тогда там было Боспорское царство, мощная морская держава, которую победить без флота невозможно. Строить корабли у моря, под носом у неприятеля, готам было не с руки, да и леса на юге не было. А в районе Киева был и стройматериал, и мастера, обслуживающие Киев перевоз и проезжих путников. И вообще, в те времена лодки были основным транспортом, а реки, даже маленькие, служили дорогами. Вот готы совместно со славянами и организовали верфь в устье Лыбеди примерно в 250 г. н.э, неподалеку обустроили и крепость. Называлось это место Самбатас
– «сбор челнов» в переводе с немецкого.

Готы ушли, а судоверфь осталась. Именно тут принимали суда с верховий Днепра – «из варяг», и готовили к морскому пути – «в греки». Название Самбатас в киевской топонимике не сохранилось, но можно предположить, что крепость-верфь располагалась у нынешних Выдубичей, в устье Лыбеди: рядом расположены Бусова гора и Бусово поле, а «бус» в переводе с древнеславянского – лодка, корабль. В «Слове о полку Игореве» «готские красные девы», а вероятно, все же «гатские» (гать – плотина), – так в старину называли русалок – «звеня русским золотом, воспевают время бусово». Надо полагать, речь идет о временах, когда по Днепру сновали торговые караваны и при кораблекрушениях золото попадало в реку, к русалкам.

– Получается, что во времена готов древний Киев достиг наибольшего расцвета? 
– Пик развития – перед гуннским нашествием, это вторая половина IV века. Первый поход гуннов пришелся на 375 год, Киев нападению не подвергся, однако были перекрыты торговые пути на юге, и город пришел в упадок. За гуннами пришли авары – они уже в открытую уничтожали Киев и втянули восточных славян, населявших город, в войну с Римской империей.

– А что же Кий, был ли это реальный человек, если название нашего города происходит от ключевой части переправы?

– Кий – это титул владельца перевоза и всей его инфраструктуры. Хотя есть и реальный исторический прототип летописного князя. Византийский император Юстиниан пригласил славянина Хильбудия в 533 г. для охраны границы Фракии и устройства перевоза. Кстати имя можно пояснить как Кийбудий – строитель перевоза («будий» по-украински и по-польски означает строитель). Впоследствии был приглашен еше один Хильбудий, в 546 г., – может, отсюда упоминания Нестора Летописца о двух походах Кия в Царьград. В пользу этой версии – найденная археологами близ Константинополя могильная плита с надписью «Хильбудий сын Самбатаса». А нигде, кроме Киева, такое название не встречается.

«Газета...»

Может, символично, что чиновники времен застоя датой основания Киева выбрали время упадка великого Киева-Амадоки – V век. При всех возможностях наш город, увы, пока не может похвастаться ни региональным политическим влиянием, ни крупными оборотами торговли. Впрочем, почти на месте того самого Киева перевоза строится уникальный Подольский мост без опор, построенных на дне реки, а реконструкция магистралей и аэропортов должна привлечь в город новые транзитные потоки. Так, может, вернется в Киев «время бусово»?

Автор: Григорий МЕЛЬНИЧУК
Газета по-киевски

Популярные сообщения