В конце ХІХ века свободные фотохудожники в Киеве зарабатывали до 24 тысяч рублей в год

В Киеве фотостудии появились несколько позже, чем в Одессе, но их слава облетела всю Европу. Первые коммивояжеры западных мастеров наведывались на Контрактовую ярмарку еще в 40-х годах XIX века. Первые киевские панорамы были отсняты на пленку в 1853 году, когда в городе состоялось знаменательное событие — открытие Цепного моста, одного из красивейших на континенте.

Как это делалось в Одессе

Первые фотомастерские в Одессе появились, как и в Европе, в начале 1840-х. «Открывается внутренность грязного закутка, в котором фоном служит стенка, обитая белым фланелевым покрывалом, вместо аксессуаров — горы мусора и грязной посуды. Столик, два кресла — возле камеры. Усаживают тебя перед тяжелой камерой, укладывают голову — «La cosmence!» — и бедняге сказано сидеть 30 секунд неподвижно.

Помощник Гааса (к тому же глухого) проворно закрывает стекло и говорит: «Merci!», — так изображал одесскую практику заезжих французских фотографов польский романист Юзеф Крашевский. Сделать снимок у ведущего одесского фотографа Филиппа Гааса можно было за 25 рублей.





Гордость дореволюционного Киева — Цепной мост. Стартовая цена фотоальбома начала ХХ в. на нынешних аукционах — $50
Дагеротиписты (так тогда называли фотографов) из Австрии и Франции организовали в городе курсы для местных начинающих фотографов. Разовая консультация обходилась в 50 рублей, а мастер-класс — в 250-300 рублей. Ученики Гааса быстро освоили прибыльное ремесло, и от портретной съемки перешли к снимкам пейзажей и изготовлению фоторекламы для модных одесских магазинов.

К 90-м годам фотография уже стала не только уделом технически подкованных умельцев, но и любителей. В 1891 году аматоры объединились в Одесское фотографическое общество (ОФО), при котором в свое время возник Фотографический институт для интеллигентных женщин. Фотоиндустрия развивалась в городе такими темпами, что для продюсерской деятельности и поставок аксессуаров появилось Депо фотографических принадлежностей. ОФО занималось созданием музейных фотокаталогов, альбомов местности и исторических памятников, организовывало выставки и конкурсы, издавало журнал «Вестник Одесского фотографического общества». Общество получило право фотографировать, покупать реактивы и фотооборудование по всей стране без специального разрешения властей.

Сытую и беззаботную жизнь одесских фотографов прервала Первая мировая. Прекратились поставки немецких светочувствительных материалов. Но расставаться с любимым делом фотомастера не собирались — подсобрав ни много ни мало 200 тыс. рублей, одесситы закупили материалы в лояльных к Антанте странах, в частности в Японии. В 1915 году ОФО организовывает практические курсы по фотографии для начинающих. В числе слушателей — немало офицеров императорской армии. Через год в городе уже был открыт первый фотомагазин, но просуществовал он всего год — в Одессе наступили, по выражению Бунина, окаянные дни.

Кузница фотокадров

В Киеве фотостудии появились несколько позже, чем в Одессе, но их слава облетела всю Европу. Первые коммивояжеры западных мастеров наведывались на Контрактовую ярмарку еще в 40-х годах XIX века. Первые киевские панорамы были отсняты на пленку в 1853 году, когда в городе состоялось знаменательное событие — открытие Цепного моста, одного из красивейших на континенте. Запечатлеть эту PR-акцию киевских властей был приглашен знаменитый в то время фотограф Джон Борн.

В 1858 году на Подоле, а затем и на Крещатике, открылась мастерская Гербста. Кроме него известными в Киеве фотографами того времени были Иван Гудовский (приятель Шевченко) и его ученик Федор Левдик. Левдика газета «Киевский Телеграф» назвала самым знаменитым фотографом, а его мастерскую — лучшей в городе. Вообще, фотографы того времени были близки к гуманитарной элите Киева: один из памятников той эпохи — подарочный альбом с видами города, сделанный известным фотографом Иосифом Кордышем по заказу Старой украинской громады в Киеве, — приподнесли в подарок М. П. Драгоманову с надписью: «Од щирого товариства. Київ, 1876 р.».

По мере того как устаревало громоздкое оборудование, упрощался сам процесс съемки и изготовления изображения, ядовитые химикаты перестали быть обязательными спутниками фотографа, а дагеротипия уступила место бумажной фотографии. Все больше людей вовлекалось в фотографический бизнес — в конце 60-х годов в Киеве насчитывалось около 20 фотомастерских. Основными потребителями фотографий киевских пейзажей были, как и сегодня, гости города, охотно раскупавшие карточки на память. Именно в Киеве местные мастера — фотограф Виктор Воюцкий и фотограф-художник Александр Рудковский — сделали первый в стране фотографический календарь.

В 1870-х годах самыми известными киевскими фотофирмами были фирмы Мезера, Кордыша и Пастернака. Отменно шла и торговля фотографиями — у самих фотографов, в книжных магазинах Завадского, Идзиковского, Федорова и с открытых лотков на Крещатике. В 80-х годах началась борьба за компактность фотографий, в которой больше других преуспел фотограф Владимир Высоцкий — уже в первый год существования фирмы объем продаж снимков составил 24 тысячи рублей.

Киевские фотографы завоевали авторитет не только в родном городе — их ценили во всей Российской империи и за ее пределами. Киевлянин Франц Мезер за 30 лет своей работы напечатал 1,5 млн фотографий. Он неоднократно получал подарки от царской семьи за альбомы видов Киева и окрестностей и имел звание «Придворный фотограф ее величества королевы эллинов» (родственницы Николая II — Ольги Константиновны — жены греческого короля). На отечественных и международных выставках он только до 1900 года получил шесть золотых и четыре серебряные медали. Наиценнейшие работы Мезера — три огромных альбома со снимками размером 24х32 произвели на посетителей киевской выставки 1897 года огромное впечатление, поскольку портреты таких размеров впервые были изготовлены в Киеве. Однако писатель Иван Куприн упоминает фотографа Мезера как короля киевской порнографии: «После приезда, на другой день, он отправился к фотографу Мезеру, захватив с собою соломенную девушку Бэлу, и снялся с ней в разных позах, причем за каждый негатив получил по три рубля, а женщине дал по рублю. Снимков было двадцать».

В начале ХХ века моду на киевском фоторынке диктовало общество фотографов-аматоров «Дагер» (1901-1917). Вскоре после открытия общество получило подарок от старейшего в мире фотоклуба — Парижского — бюст Луи Дагера, отца мирового фото. А президент Парижского клуба Морис Бюке стал почетным членом Киевского общества. Общество воспитывало кадры для фото- и кинематографии. В Дагере вырос Демуцкий — кинооператор, заслуженный деятель искусств УССР, получивший золотую медаль на выставке в Париже в 1925 году. Сильная киевская и одесская школы фотографии всегда были широко представлены в украинском кинематографе 20-х годов, который также снискал себе мировую славу.





Луи Дагер

Родом из Франции

В 1839 году вся Франция, а потом и весь мир, были удивлены известием о грандиозном открытии: французы Луи Дагер и Жозеф Ньепс открыли способ закрепления световых изображений — фотографию, которая по имени изобретателя получила название дагеротипии.

*******************************

Дагеротипы
– это фотографии, которые делались в единственном экземпляре на медных пластинках, покрытых слоем серебра. Пластинки с уже готовыми изображениями помещались в рамки с герметически закупоренным стеклом. Фотографии этого типа очень сильно напоминают маленькие зеркала с нанесенным на них гравированным изображением.

Процесс дагеротипии, запатентованный еще в 1839 году Луи Дагером, стал, по сути, первым фотопроцессом, который имел коммерческий успех. А характеризовался он исключительной четкостью даже самых мелких деталей изображения. Хочется отметить, что самые первые дагеротипы нуждались в экспозиции, которая длилась не менее нескольких десятков минут (их чувствительность составляла около 4 ISO). Со временем процесс усовершенствовался, и время экспозиции было сокращено благодаря применению светосильной оптики, что принесло большое облегчение для человека. Пик популярности этих удивительных фотографий припадает на 1840—1850 годы, в особенности для портретного фото. Со временем этот тип фотопроцесса был вытеснен более дешевыми тинтипами и амбротипами.

Что касается процесса изготовления дагеротипов, то он состоит из достаточно сложной последовательности действий. Так, медная полированная пластина покрывается тончайшим слоем серебра и окуривается попеременно слоями йодных и бромных паров. Экспонирование производится только после создания светочувствительного слоя. Затем засвеченную пластинку окуривают парами ртути и помещают в фиксирующий раствор.

В результате этого процесса получалась одна единственная фотография, такой своеобразный позитив. А отчетливо видеть изображение на ней можно было исключительно при определенном освещении. Прямые лучи солнца делали из снимка обыкновенную блестящую металлическую пластинку, а изображение получалось зеркальным. Обратите внимание, что сделать несколько снимков одного изображения или же размножить его в неопределенном количестве экземпляров было невозможно: принцип «позитив — негатив» в данной системе напрочь отсутствовал, он был изобретен гораздо позже Фоксом Тальботом.

Так, с позиции современности понятие «даггеротип» можно охарактеризовать как фото, существующее всего лишь в единственном экземпляре. В наше время эти фотографии, выполненные на металлической пластинке, довольно-таки редкие экземпляры. Дело в том, что способ их создания применялся всего лишь первые пятнадцать лет с момента изобретения фотосъемки. Так, петербургский Эрмитаж на данный момент хранит не более 73 дагеротипов.

В свое время это искусство фотографии оставалось для Европы своеобразным хобби. В Америке же его поставили на промышленную основу. Так, один фотограф в своей студии использовал паровую машину, которая приводила в движении станок, полирующий пластины, а также вентиляторы, которые обдували клиентов. Огромные зеркала собирали в студии свет для фотосъемки. Помимо всех вышеперечисленных функций паровая машина перемешивала и подогревала ртуть, в результате чего получались ртутные пары.

На современном этапе развития фотографии дагеротип применяется, не сильно широко. Некоторые энтузиасты возродили технологию производства фотографий в единственном экземпляре. Но больше всего впечатляет их умение создать дагеротипы с цифровых оригиналов. И, хочется отметить, умельцы создают весьма оригинальные живые снимки.

По материалам:
http://alexleoshko.com
http://kontrakty.ua/life/society/8749

Популярные сообщения