Аттестат сто лет назад
Документ о среднем образовании в царских гимназиях ценили прежде всего за те права, которые он предоставлял
Понятие «аттестат зрелости» – не новое; их начали выдавать абитуриентам отечественных средних учебных заведений в 1872-м, через год после принятия Устава гимназий и прогимназий, действовавшего вплоть до революции. И в те времена документ этот «весил» довольно много, куда больше, нежели теперь.

Обязательного среднего образования в царской России не существовало. Собственно, и начальное образование тоже не было обязательным, но правительственные, городские и земские учреждения пеклись о нем, открывали народные школы, бедных учили бесплатно. А вот в гимназии и даже в прогимназии (заведения по программе первых четырех классов гимназий) дорога была открыта далеко не всем. Как известно, при царе Александре III, в 1887 году, министр народного просвещения Иван Делянов издал циркуляр, где было сказано: «Я нахожу необходимым допускать в гимназии и прогимназии только таких детей, которые находятся на попечении лиц, предоставляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства.
Аттестат для неисправимого оболтуса стоил тысячу рублей. По тем временам эта сумма «весила» куда больше, чем в наше время тысяча долларов. На нее среднеобеспеченная семья могла жить целый год!
Таким образом, при неукоснительном соблюдении этого правила, гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей которых, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В историю этот документ вошел как «циркуляр о кухаркиных детях». Параллельно была повышена плата за обучение в гимназиях.
И все же в эти заведения многие стремились – в Киеве, скажем, в те же 1880-е годы на одно место в мужской гимназии претендовали пять мальчиков. Что же привлекало их в первую очередь?
Сразу оговорим, что полная программа гимназий была рассчитана на продолжение учебы в стенах университетов. В диапазон университетского образования традиционно входили четыре факультета: историко-филологический, физико-математический, медицинский и юридический. Соответственно, в классической гимназии особое внимание обращали на «мертвые» языки – церковно-славянский, латынь, древнегреческий. Для многих их изучение становилось сущей пыткой. Зато в дальнейшем загорался «зеленый свет» на пути к самым престижным по тем временам профессиям. Варианты были лишь для тех, кто хотел стать инженерами, бизнесменами, священнослужителями: они шли соответственно в реальные училища, коммерческие училища, семинарии. Ну, а военная карьера начиналась с кадетских корпусов.
Но гимназический аттестат был не только пропуском в университет. Он и сам по себе немало значил. Его оказывалось достаточно для поступления на государственную службу со льготным сроком выслуги первого чина, а отличники-медалисты этот чин получали сразу, автоматически. Так что чиновная карьера была доступна даже без высшего образования.
Поглядим на аттестат зрелости, полученный в июне 1905 года выпускником Киевской 1-й гимназии Борисом Чуйкевичем. О его дальнейшей судьбе сведений у нас нет, но известно, что его папаша Георгий Чуйкевич был крупным чиновником – управляющий государственными имуществами Киевской и Подольской губерний. На первой странице аттестата отмечены полученные выпускником оценки, а на второй расписались директор Евгений Бессмертный и члены педсовета. Здесь же – ссылка на статьи Устава 1871 года о правах выпускников гимназий. Параграф 130 Устава, в частности, гласил: «Только ученики, окончившие курс учения в гимназиях, или имеющие свидетельство о знании полного курса сих гимназий, могут поступать в студенты университетов».
Несколько иначе было с женскими гимназиями. В университеты девушек не пускали, и все, что им давал аттестат – это права домашних учительниц по тем предметам, которые давались им достаточно успешно... Впрочем, они могли продолжить обучение на высших женских курсах. И только после революции мужские и женские аттестаты зрелости получили одинаковое значение.
Комикс на серьезную тему
Выпускные экзамены в дореволюционных гимназиях проходили довольно жестко. Ни над кем из педагогов не довлели «проценты успеваемости». Нередко бывало, что после восьми лет обучения (столько длился курс классической гимназии) юноша не получал аттестата и оставался «у разбитого корыта». Из-за этого даже случались самоубийства...
Но, вместе с тем, не редкостью была и ситуация, вполне характерная для нашего времени (собственно, введенное в нынешнем году тестирование вроде бы пытается противостоять этой тенденции). Речь о бездельных шалопаях – сынках богатых родителей, которым попросту покупали аттестаты. В государственных гимназиях таких вариантов старались не допускать. Но к началу прошлого века было уже открыто немало частных гимназий, лицензированных наравне с казенными. И в них уже случалось всякое...
Предлагаем вниманию читателей «Газеты...» комикс, опубликованный в местном издании «Киевская мысль» ровно сто лет назад, в июне 1908 года. Заметим, что ни автор рисунков («Zyg-Zag»), ни автор стихов («Baby») не подписались настоящими фамилиями, – не потому ли, что у них тоже могли быть дети школьного возраста? И еще обратим внимание на сумму взятки за получение аттестата неисправимым оболтусом – тысяча рублей. Надо сказать, что по тем временам эта сумма «весила» куда больше, чем в наше время тысяча долларов. На такие деньги среднеобеспеченная семья могла жить целый год!

На лихачах гоняет.
Ему учиться, право, лень,
Но он не унывает.

пришел, –
Засел зубрить бедняжка
И все науки он прошел
В работы месяц тяжкий.

С шпаргалки Ваня тихо,
Что репетитор передал
Чрез сторожа Евтиха...

Ванюша как ни бился,
В ответе вышла ерунда,
И Ваня провалился...

Директорский ведь знает,
Куда к директору народ
Конвертики таскает.

Но положил в конвертик,
И получает аттестат
За то наш милый фертик.
Автор: Михаил КАЛЬНИЦКИЙ
Постоянный адрес: http://mycityua.com/news/history/2008/06/19/112807.html