Куреневская трагедия 1961 года в Киеве. Фото. Подробное изложение.
Автор: ЗК | 13 марта 2010 | Просмотров: 2009

Под удар попало трамвайное депо им. Красина (ныне трамвайный парк «Подол»), завод «Укрпромконструктор», больница, стадион «Спартак», часть ул. Фрунзе, жилые дома в самом яру и ниже. Из-за коротких замыканий загорался транспорт, людей поражало током. Несколько работников депо пожертвовали жизнью, но отключили силовую подстанцию - иначе последствия могли быть еще серьезнее.
Высота вала в районе улицы Фрунзе уменьшилась вдвое, но и этого оказалось достаточно, чтобы погибли сотни людей. Растекшаяся пульпа стала твердой, как камень.

Дамба в районе Бабьего Яра была сооружена по специальному проекту в 50-е годы прошлого столетия якобы для благоустройства района. Раньше на этом месте находился песчаный карьер. Затем в окруженное земляными дамбами пространство земснаряд стал закачивать пульпу - разбавленный водой грунт с мест разработки глины для Петровских кирпичных заводов. Со временем на этом месте образовалось озеро, поскольку стенки бывшего карьера плохо впитывали влагу. Весной в это пространство стекались и талые воды. Озеро постепенно переполнялось и вода начала размывать гребень плотины. 13 марта 1961 года дамба не выдержала напора воды.
Высота защитной дамбы была на десять метров ниже нормы безопасности. Ее стенки должны были быть бетонными, а не земляными. Но, прежде всего, бывший карьер заполнялся на высоте шестидесяти метров над уровнем крупного жилого и промышленного района столицы. Власти не реагировали на многочисленные обращения граждан.
Сколько человек погибло в этом кошмаре, доподлинно неизвестно до сих пор. Согласно некогда секретной Справке №10 «О ходе работ по ликвидации последствий затопления в районе улицы имени Фрунзе Подольского района г. Киева», во время ликвидации аварии было найдено 133 трупа, в больницах умерло еще 4 человека - всего 137 человек. В день катастрофы администрация трамвайного парка разыскивала еще 8 человек.
Очевидцы, принимавшие участие в ликвидации последствий селя, свидетельствовали, что на раскопки грязевого заноса пригнали бульдозеры, которые ножами рвали некоторые трупы на части. Откопанных живыми старались размещать не в столичных больницах, а в пригороде. А потом, кто где умирал, там его и хоронили. И эти смерти в статистику жертв не вошли.
С целью избежания политической окраски события на предприятиях были запрещены гражданские панихиды, покойников хоронили на всех городских кладбищах и даже в области. Пострадавшие, лишившиеся жилья, получили ордера на квартиры, некоторым даже выдали талоны на приобретение в рассрочку телевизоров и холодильников.

Есть масса свидетельств, что о надвигающейся катастрофе предупреждали тогдашнего киевского градоначальника Алексея Давыдова, других чиновников. Но те на порог не пускали «назойливых самозванцев». С какой стати их слушать - ведь проект «благоустройства» такой замечательный и, главное, надежный.


13 марта 1961 г. выяснилось, кто же ошибался на самом деле.